Типография в кабинете
А. Лыгун, журнал PUBLISH
Дупликаторы, ризографы, копи-принтеры – так называют печатающие устройства, которые по скорости и стоимости печати близки к однокрасочным офсетным машинам начального уровня, а по размерам и цене – к офисным копировальным аппаратам или принтерам.
Дупликаторы похожи на офсет не только по стоимости отпечатка, но и по зависимости себестоимости от тиража. Но оптимальная цена достигается здесь при гораздо меньших тиражах. Один отпечаток обойдется в 20-25 центов, десяток отпечатков не изменит стоимость тиража (т.е стоимость одного оттиска падает в десять раз), а при тираже в 100 и более экземпляров себестоимость одного оттиска уменьшается до десятых доле цента. При этом управлять дупликатором также просто, как копировальным аппаратом
Сейчас на рынке представлены дупликаторы семи торговых марок: Duplo, Ricoh, Riso, Gestetner, Rex-Rotary, Nashuatec, MB. Общий объем рынка немал. По сведениям, которые мы получили в офисах RICOH и RISO, в России каждый год продаются 2200-2300 аппаратов при ежегодном росте 5-10%. Лидером в объеме продаж (как и в популярности названия) является RISO, на втором месте – аппараты RICOH. При этом, по информации от компании OFFITEC (эксклюзивно представляющего цифровые дупликаторы Duplo на российском рынке) объем продаж дупликаторов Duplo, машин А3 формата примерно сопоставим с объемами RISO.
Жизнь дупликаторов за год
За год, прошедший с нашего предыдущего обзора, наибольшую активность по модификации своего модельного ряда проявила компания RICOH. Она выпустила пять новых моделей и прекратила производство пяти старых. Серьезных технологических прорывов не произошло. Изменения в основном связаны с новыми компьютерными интерфейсами производства Ricoh (а не ZipRip, как раньше) и панелью управления устройством. Не было и прямой замены старых моделей на новые. Маркетологи компании решили, что сегмент малого формата (A4/B4) более привлекателен и выпустили здесь четыре новых устройство. А моделей формата А3 стало меньше – три вместо шести год назад. С обновлением ассортимента не заставили ждать и компании, входящие в группу NRG: Nashuatec, Gestetner, Rex-Rotary. Как и следовало ожидать, они также выпустили по пять новых моделей.
Представила пару новых моделей и компания RISO. Ее маркетологи также решили усилить позиции в формате А4, выпустив модель RZ300. Вторая новинка – RZ977 является модификацией уже известной RZ970 и отличается наличием лотков с фрональной загрузкой бумаги (расположенных под аппаратом, как у копировальных аппаратов).
Из потерь отметим уход с российского рынка компании Seiki. Аппараты этого производителя и год назад были не слишком заметны, а во время подготовки этого обзора мы вообще не нашли их в продаже.
Традиционно компания Duplo делает основной упор на модели А3 формата, поэтому несмотря на некоторое «затишье» в 2006 году, в этом году Duplo на российском рынке представит ряд новых моделей, которые значительно повысят качество печати. Премьера новых моделей намечается на выставке «ПолиграфИнтер», которая пройдет в КрокусЭкспо в октябре этого года.
Устройство
Работать с дупликатором очень просто. Укладываете на сканер оригинал, выбираете количество копий и нажимаете кнопку. Через 20-30 секунд в приемном лотке оказывается первая копия, а затем каждую секунду туда падает один-два (а в самых быстрых моделях даже три) отпечатка.
Посмотрим, что происходит внутри аппарата.
Начнем со сканера. Им оснащены все модели дупликторов. В моделях начального уровня установлен протяжной сканер – похожий на тот, что используется в настольных факсах. Его достоинство – простая конструкция и небольшие габариты. Главная проблема - такой сканер не способен работать с толстыми оригиналами (например, с книгами). Более удобная конструкция у планшетного сканера – такого же, как у копировальных аппаратов. Его устанавливают в более дорогих моделях. Он может работать с книгами или с листами неправильной формы и нестандартных форматов. Появляется возможность для творчества – из нескольких небольших оригиналов можно сложить коллаж прямо на стекле. Планшетный сканер можно оснастить (за дополнительные деньги) устройством автоматической подачи оригиналов. С книгами оно работать не умеет, зато может автоматически подавать отдельные листы. Интересно, что если автоподача не нужна, то доплатить деньги все равно придется – за крышку сканера, которая в комплектацию дупликатора не входит.
Второй источник изображений выглядит более логичным в наше время всеобщей компьютеризации. Все современные дупликаторы можно подключить к компьютеру. Для большинства моделей нужно приобрести компьютерный интерфейс – внешнее или встраиваемое устройство, которое служит посредником между компьютером и дупликаторам. Некоторые модели уже оснащены им в стандартной комплектации. Удивительно, что компьютерный интерфейс до сих пор не стал обязательным элементом дупликатора. Галина Зикеева (RISO) отметила, что только треть пользователей используют интерфейс. Обычно это печатные салоны, а вот ВУЗы, например, предпочитают сэкономить. И, если документ поступает в электронной форме, то распечатывают его на лазерном принтере а потом уже копируют. Печать напрямую с компьютера пока не слишком популярна, несмотря на значительно более высокое качество оттиска. Однако, по мнению Алексея Лебедева (OFFITEC) компьютерный интерфейс является неотъемлемой частью качественной печати, что особенно востребовано в коммерческой печати – салонах оперативной полиграфии, которые в основном и являются основными потребителями дупликаторов Duplo. Интересно, когда на рынке появится первый дупликатор с компьютерными интерфейсом, но без сканера?
Следующий этап обработки изображения скрыт во внутреннем контроллере, параметры которого не описывают в спецификации. Пользователь не сможет узнать ни о тактовой частоте центрального процессора, ни об объеме установленной оперативной памяти. Но во всех машинах они достаточны для того, чтобы аппарат работал на полной скорости, определяемой его механической частью. Функция контроллера – выполнить растрирование изображения и передать его на термоголовку.
Термоголовка - самый дорогой узел дупликатора, и от нее (точнее, от ее разрешения) во многом зависит качество печати. Ее задача – нанести на мастер-пленку сетку из мельчайших отверстий, которая являются печатными элементами. В недорогих аппаратах разрешение термоголовки составляет 300 dpi или 400 dpi; в дупликаторах более высокого класса (такие аппараты есть у всех производителей) максимальное разрешение – 600 dpi.
Кусок мастер-пленки с «прожженным» изображением называют мастер-формой или трафаретом. Он фиксируется за один край и распределяется по внешней поверхности красочного барабана, изготовленной из полимерной сетки. Внутри барабана – картридж с чернилами. Чернила распределяются по поверхности барабана, пропитывают внутренний пористый слой трафарета, и попадают на бумагу в тех местах, где на внешнем плотном слое мастер-пленки прожжены отверстия. Прижим бумаги к красочному барабану с трафаретом осуществляется пресс-роликом – аналогом печатного цилиндра.
После печати необходимого количества оттисков мастер форма остается на барабане – до следующего тиража. При необходимости (т.е когда нужно напечатать тираж с другого оригинала) мастер-форма автоматически удаляется с барабана и помещается в бункер для отработанной пленки, а процесс печати начинается с самого начала. Сохранить трафарет для дальнейшего использования невозможно.
Скорость и качество
Мы уже отметили высокую по меркам офисной техники скорость печати дупликаторов. 120-130 оттисков в минуту – это обычная величина для современного аппарата. Лидером по скорости, как и год назад, являются устройства компании RISO. Модель RZ-970 (и его модификация – новый RZ-977) производит до 180 оттисков в минуту.
В отличие от принтеров и копировальных аппаратов, каждый оборот красочного барабана выдает один оттиск – независимо от его формата. Поэтому печатать на бумаге большого формата выгоднее (позже мы увидим, что это замечание относится не только к скорости, но и затратам).
Все аппараты могут изменять скорость печати. При сниженной скорости на через сетку красочного барабана и мастер-форму на бумагу успевает попасть больше краски и оптическая плотность изображения повышается. Кроме того, у отпечатка есть больше времени на высыхание. Возможно и более кардинальное снижение скорости – в несколько раз. При этом красочный барабан делает один или несколько холостых оборотов без подачи бумаги.
Качество оттисков на дупликаторах уступает офсету или лазерным принтерам. Основная причина – небольшое разрешение. Только в дорогих моделях оно доходит до 600 dpi, но и в них растекание краски по бумаге не улучшает вид отпечатков. Поэтому при подготовке макетов для печати нужно особенности технологии. Шрифты лучше выбирать простого начертания – без засечек, и минимальный размер стоит ограничить 6 пунктами. При выборе фотографий не стоит ожидать проработки мелких деталей, а в тенях скорее всего все будет залито сплошным черным цветом. Не стоит ожидать от дупликатора полноцветных изображений. Кроме низкого разрешения, проблемой является неприводка. Несмотря на все ухищрения, она остается довольно большой – влияет и погрешность механизма подачи, и нестабильность размеров бумаги и мастер-формы.
По мнению Алексея Лебедева (OFFITEC) основная проблема качественной печати заключается в растрировании изображений т.е. преобразование полутоновых и штриховых изображений в микроштриховые с помощью растра. Именно поэтому к дупликаторам предлагается внешний RIP, который в отличие от драйвера прекрасно справляется с этой задачей. Однако, продолжает Алексей Лебедев, стоимость такого RIP-a составляет несколько тысяч долларов, которые большинство покупателей не готовы выкладывать. Какой выход? Если мы хотим добиться максимального качества, то необходимо подготавливать изображение к печати на дупликаторе, как это происходит для всех печатных машинах – офсете, цифре, шелкографии и т.д. Подготовка 1 изображения для профессионального печатника (он же как правило, и «дизайнер») для дупликатора занимает 2-3 минуты, однако в менталитете среднего пользователя дупликатора этого не требуется. Он хочет просто нажать на кнопку и получить готовый результат. Сейчас я не припомню ни одного сложного печатного устройства, где не была бы задействована процедура подготовки файла в виде фотографического изображения к печати. На всех «серьезных» аппаратах эту процедуру необходимо проходить, в том случае если хочешь получить действительной высококачественную печать. Именно поэтому наша компания OFFITEC уделяет этому вопросу достаточно высокое внимание и предлагает для своих покупателей курс подготовки файлов к печати.
Тем не менее качество печати достаточно для многих применений - рекламных объявлений, инструкций, прайс-листов, малотиражных газет, учебных брошюр и других материалов, где основными составляющими является текст и простые иллюстрации.
Расходные материалы
Для работы дупликатору требуются три вида расходных материалов -- мастер-пленка, чернила и бумага.
Мастер пленка похожа на кальку, но это только внешнее сходство. Она поставляется в рулонах длиной несколько десятков метров. В ней минимум два слоя – влагонепроницаемый (в нем прожигаются отверстия для краски) и пористый (для более равномерного поступления краски). В дупликаторах, печатающих с разрешением 600х600 dpi, используется усовершенствованная пленка. Третий слой из микропористого материала более равномерно распределяет краску по поверхности формы. У RICOH, Nashuatec и Rex-Rotary такая пленка называется HQ, у Riso – HD.
Кстати, OFFITEC специально исследовал мастер-пленки фирм RISO, RICOH, DUPLO, которые различаются по толщине (см. табл.1). Более тонкую пленку имеет фирма RICOH, толстую пленку имеет фирма DUPLO, у фирмы RISO средняя толщина пленки. По фотографиям мастер-пленок, полученным на микроскопе оказалось, что мастер-пленка DUPLO имеет более плотную волокнистую структуру, можно предположить что толщина мастер-пленки больше именно из-за большего по толщине волокнистого слоя. Строение волокнистого слоя мастер-пленок RISO и RICOH практически не различаются, видимо, у мастер-пленок фирмы RISO больший по толщине полимерный слой. Испытание прочностных свойств печатных форм проводилось с помощью разрывной машины, по данным, приведенным в табл. 1 видно, что максимальная нагрузка, которую выдерживает мастер-пленка фирмы DUPLO больше чем, у RISO и RICOH. Минимальная нагрузка – у пленки фирмы RICOH и средний показатель – у мастер-пленки фирмы RISO.
Как видно из сопоставления толщин мастер-пленок, нагрузка, вызывающая разрыв пленки определяется толщиной пленки.
Таблица 1
Фирма
|
DUPLO
|
RICOH
|
RISO |
Толщина, мм
|
0,051
|
0,028
|
0,039 |
Площадь сечения, мм2 |
0,51 |
0,28 |
0,39 |
Начальная длина, мм |
50 |
50 |
50 |
Конечная длина, мм |
53,106 |
53,466 |
52,59 |
Абсолютное удлинение, мм |
3,106 |
3,466 |
2,59 |
Относительное удлинение, % |
6,213 |
6,932 |
5,181 |
Максимальная нагрузка, Н |
11,766 |
5,473 |
8,886 |
Максимальное напряжение, мПа |
23,071 |
19,546 |
22,785 |
Напряжение разрыва, мПа |
22,499 |
18,361 |
20,379 |
Модуль упругости |
0 |
0 |
0 |
Производители гарантируют, что на одной форме можно сделать от 2 до 4 тысяч оттисков (в зависимости от модели). Но на практике ресурс значительно выше и может доходить до 10 тысяч листов. Реальный срок жизни формы зависит от многих параметров, в том числе от дизайна. На простых макетах можно получить больше отпечатков, чем на сложных, где много мелких деталей и фотоизображений. Кроме того, качество отпечатка на больших тиражах снижается – искажаются мелкие детали, форма изменяет размеры. Расход пленки на изготовление одной мастер-формы зависит только от размера барабана. Даже если в подающем лотке находятся листы формата 10х15 см, на каждый комплект будет израсходовано столько пленки, чтобы ее было достаточно на весь барабан.
В дупликаторах используются чернила на основе водорастворимых красителей. Поэтому они совершенно безвредны и могут использоваться в любом помещении, даже в рабочих кабинетах и школьных аудиториях.
Емкость картриджа – от 500 до 1000 мл (в зависимости от модели). Его ресурс (в оттисках) предсказать нелегко – он зависит не только от степени заполнения изображения. Некоторое количество чернил будет израсходовано еще до начала печати – для пропитки пористого слоя пленки. На этом этапе потребуется от 3 до 5 граммов чернил – чем больше формат мастер-формы (как мы помним, он зависит только от размера барабана, а не от формата отпечатка), тем больше требуется чернил. А этого количества хватило бы на сотню-другую отпечатков с текстом. Расход чернил зависит и от скорости печати – чем выше скорость, тем меньше расход на каждый оттиск, и от температуры – чем она выше, тем меньше вязкость чернил и выше их расход.
Из описания принципов использования чернил и пленки видно, что при печати маленьких форматов происходит бесполезные затраты как чернил, так и пленки. Особенно это заметно на маленьких тиражах. Избежать этого можно двумя путями. Первый -- объединить несколько маленьких изображений на одном листе. После печати оттиски разрезают, для чего потребуется хороший резак. Второй способ полезен только для владельцев дупликаторов формата А3, в которые можно установить барабан формата А4. Очевидный недостаток этого способа – за барабан нужно платить, и немало. Его цена – около 1000 долларов.
Дупликаторы нетребовательны к качеству бумаги. Практически единственное ограничение связано с мелованными и глянцевыми материалами – краска в них не впитывается. К счастью, это требование вполне сочетается с общим принципом владельца дупликатора – «как можно дешевле». Возможность печати на толстой бумаге не является мечтой владельца дупликаторы (в этом они отличаются от принтеров). Гораздо дешевле стоит бумага малой плотности, и разработчики преуспели в этом. Минимальная плотность бумаги у большинства аппаратов составляет 40-50 г/м2, а младшие модели Ricoh, Rex-Rotary и Nashuatec способны печатать на бумаге плотностью 35 г/м2.
Емкость подающих и приемных лотков у дупликаторов относительно невилика (500-100 листов). У большинства моделей её хватает на 5-10 минут непрерывной работы на полной скорости. Только в старших моделях RISO и Duplo она составляет 3000-3500 листов, а к устройствам Ricoh можно подключить опциональный податчик такой же емкости.
Цветная печать
Почти все дупликаторы, представленные сейчас на рынке, печатают только одним цветом. Но их отпечатки можно сделать более интересными. Простейший способ - печатать на цветной бумаге. Можно печатать и двухцветные изображения. Это делается в два прохода Вначале – одним цветом (например, черным). Потом меняем барабан (операция выполняется за несколько секунд) и печатаем на тех же листах вторым цветом. Каждый производитель дупликаторов предлагает палитру чернил из десяти-двадцати цветов. Можно заказать и свой собственный цвет, но минимальный объем заказа – несколько десятков картриджей. Кроме цветной краски, потребуется приобрести дополнительные красочные барабаны – по числу дополнительный цветов. К потребителю они попадают чистыми, и первый раз можно использовать краску любого цвета. Но после этого сменить цвет довольно тяжело. Для этого потребуется промывка в сервис-центре (около $100). Так что от количества дополнительных барабанов зависит возможность цветной печати, а выбор дополнительных цветов нужно хорошо обдумать.
Если объемы двухцветной печати будут велики, то есть смысл подумать об автоматизации этого процесса. Есть три решения этой задачи. Первое - модель RISO MZ770, которая является единственным двухкрасочным дупликатором на рынке. Два красочных барабана обслуживаются одним механизом изготовления и подачи мастер формы, который перемещается от одного барабана к другому. Это самый дорогой аппарат в нашем обзоре, но он поставляется с компьютерным интерфейсом и двумя красочными барабанами.
Другую концепцию двухцветной печати предлагает Ricoh. Ее материальное воплощение– аппарат TC-IIR. В нем есть полноценная система подачи/проводки/приема бумаги со скоростью 60-120 стр/мин, но нет устройства для изготовления мастер-форм и установки их на барабан. Подготовку двух красочных барабанов к печати нужно выполнять на другом дупликаторе.
Есть еще и предложение от Duplo, это модель DP-460H c системой воздухораздува (псевдо пневматическая система подачи листа, т.е. без вакуумной системы захвата листа), которая обеспечивает более стабильное прохождение бумаги, «сведение» каждого цвета здесь может обеспечиваться за счет регулировки интенсивности подачи воздуха в воздухораздув, а также предотвращает слипание листов, что особенно актуально при работе с тонкой «газетной» бумагой 35-40г/м2.
Печать для себя
Год назад мы отмечали, что дупликаторы в основном применяются в коммерческой печати – для выполнения внешних заказов. В основном это печатная реклама, предназначенная для распространения по почтовым ящикам или в магазинах. В этом российский рынок отличался от других стран, где дупликатор является привычным устройством в офисах крупных организаций. Для них там находится немало дел: печать бланков, прайс-листов, инструкций для пользователя, внутренней документации. В этом году изменения происходят и в нашей стране: все продавцы отмечают растущий спрос со стороны школ. Дмитрий Гречанников (RICOH) отметил появление нового типа покупателей: дупликаторами заинтересовались религиозные организации.